Kanzaki
И сменою радостей жизнь хороша.(с)Гёте
Цитатой:

Допустим, студентка Матильда учится рисовать анатомию.

Чтобы начать, ей надо выбрать время, достать художественные материалы, найти пособие по анатомии, разгрести завалы на столе, ввести длинный пароль на компе, чтобы зайти в интернет и найти референсы.

Когда все-таки начала, все отвлекают, во дворе стройка, а соседи в очередной раз перфорируют стену. Она хочет есть, спать и посмотреть сериал одновременно. У нее неудобный стул. Рабочее пространство и вид за окном не вдохновляют, а обои цвета плесени вызывают тоску. Холодно, потому что отключили отопление, а тепло еще не пришло. Что-то колет и чешется. Она думает, что зря тратит на это дело свою жизнь, когда могла бы петь в рок-группе. В комнату постоянно заходят близкие и чего-то хотят. Приходят оповещения в телеграм, скайп, контакт и фейсбук.

Анатомия не дается. И когда приходит время заканчивать, материалы надо убирать, компьютер выключать, и вообще ни черта за сегодня не сделано. Значит, спать пока нельзя, надо заварить кофе, думает Матильда. Она думает, что ей просто не хватает ума, таланта или силы воли, потому что все остальные как-то справляются. И так продолжается каждый раз.

А о какой продуктивности, обучаемости и прочей радо-сти тут может идти речь?

Я вот честно не могу учиться, когда мне некомфортно физически или эмоционально. Могу работать, но только если знаю, что делать. Если не знаю, что делать, а работать надо, и еще и некомфортно, никакой продуктивной работы не получится, извините.

И это не только у меня. Есть куча статей и диссертаций про то, каким должно быть рабочее место, рабочая атмосфера и функциональное состояние, чтобы повысить эффективность труда и обучения. Эргономика тоже не просто так возникла. В общем, говоря о связи удобства и эффективности, чувствую себя кэпом.

И почему-то все равно этот момент постоянно упускают! И в школе, и на работе, и дома. Помните эти громкие звонки, неудобные парты и идиотские требования к дисциплине? А как насчет кьюбиклов, шпарящих кондиционеров и не менее выводящей бюрократии на работе? Комфорт в контексте работы или учебы тут вообще не стоит, «работать надо».

Меня как нейробиолога часто спрашивают какие есть способы повысить эффективность работы мозга. Обычно подразумевают волшебные таблетки или шаманские практики — ноотропы и развивающие приложения.

Я бы поставила вопрос по-другому. Почему вопрос об улучшении обучаемости вообще возникает.

Если у вас затык в учебе или работе, не спешите все списывать на отсутсвие таланта или ума.

Проверьте другие причины:

1. недостаток сна или избыток смотрения в экран, слишком много кофе или алкоголя , плохое самочувствие, простуда

2. недостаток физической активности, например, невозможность встать, сделать перерыв; душная комната, неудобная поза, холодно или жарко, хочется есть, пить или в туалет

3. негативная внешняя информация, как физическая — шум, свет, некрасивая обстановка, неприятные запахи, некомфортная одежда, обувь, — так и психологическая — критика и давление, игнорирование, унижение, угрозы, бессмысленные правила

4. негативная внутренняя информация - беспокойство, паника, самокопание, обида, сожаление, стыд, раздирающие противоречия, сомнения, завышенные ожидания, отсутствие личного смысла для деятельности

5. избыток информации — слишком много выбора, отвлечения, много новых концепций, необъятный объем работы, неясная цель или непонятный процесс. Даже избыток идей и планов может отвлекать.

Прежде чем думать о волшебных таблетках для обучения или универсальных средствах для повышения мотивации, спросите себя, а вам вообще удобно?

Если нет, эту проблему надо решать в первую очередь. Я не говорю, что невозможно работать или учиться в жестких условиях. И не говорю, что это волшебным образом решит ваши проблемы. Но мозг определенно будет вам благодарен.

А у вас как с комфортом на рабочем месте: Ривенделл или Спарта?)

@темы: комфорт, концентрация, мысли вслух, рабочий процесс, рассужденческое, цитаты, эффективность